Информация о созданных условиях для обучения и воспитания детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в МБДОУ ДС № 19 г. Кузнецка
В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в РФ» №273-ФЗ, федеральным государственным образовательным стандартом (далее ФГОС ДО), Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программа дошкольного образования и ряда других нормативных актов можно отметить, что государственная политика в сфере образования ориентирована на обеспечение права каждому человеку на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования.
В целях реализации данного права в МБДОУ ДС № 19 г. Кузнецка были созданы следующие условия:
- обеспечение коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов, методов и приемов организации деятельности для детей с ОВЗ;
- обеспечение социального развития детей с ОВЗ, в том числе посредством организации инклюзивного образования.
На данный момент в образовательном учреждении функционирует 24 групп, из них: 18 групп общеразвивающей направленности; 6 групп компенсирующей направленности. К группам компенсирующей направленности относятся 4 группы для детей с тяжелыми нарушениями речи: общим недоразвитием речи и для детей с заиканием; 2 группы для детей с задержкой психического развития.
Одним из направлений работы дошкольного образовательного учреждения № 19 является психолого--педагогическое сопровождение детей с ОВЗ, направленное на:
- обеспечение условий для удовлетворения потребностей развития личности ребенка;
- обеспечение успешной адаптации и социализации в среде здоровых сверстников;
- удовлетворение запросов и интересов родителей воспитанников с ОВЗ.
Задачами работы МБДОУ ДС № 19 в данном направлении являются:
- развитие личности ребенка с учетом его индивидуальных возможностей;
- проведение коррекционно-педагогической, психологической работы с детьми с ОВЗ;
- оказание помощи и поддержки родителям воспитанников с ОВЗ, консультирование родителей по вопросам воспитания и развития ребенка с ОВЗ.
В МБДОУ разработана психолого-педагогическая модель сопровождения детей дошкольного возраста с ОВЗ, в основе которой лежит непрерывная коррекционно-развивающая работа.
В учреждении разработаны:
- адаптированные образовательные программы дошкольного образования для детей с ОВЗ.
Особое место при создании условий для обучения и воспитания детей – детей с ограниченными возможностями здоровья отводится обогащению и специализации развивающей предметно-пространственной среды. С этой целью расширяется материально-техническая база МБДОУ.
В МБДОУ ДС №19 созданы специальные условия получения образования детьми с инвалидностью и ОВЗ:
- адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования детей с тяжелыми нарушениями речи;
- адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования детей с задержкой психического развития
- на каждого ребенка с ОВЗ разработан индивидуальный образовательный маршрут в соответствии с его индивидуальными и возрастными особенностями;
- все результаты освоения детьми образовательных программ заносятся в индивидуальную карту развития ребёнка, с целью определения динамики.
Для ребенка-инвалида, посещающего группу общеразвивающей направленности, отдельно разработана индивидуальная адаптированная программа, которые составлена с учетом индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида.
Особое место при создании условий для обучения и воспитания детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в ДОУ отводится обогащению и специализации развивающей предметно- пространственной среды. С этой целью расширяется материально-техническая база ДОО.
На основании проведенного анализа содержания развивающей предметно-пространственной среды соответственно ФГОС ДО был сделан вывод:
- наполнение групп компенсирующей направленности соответствует стандарту на 80-90 %.
Одним из важных условий для обучения и воспитания детей с ОВЗ является комплектование образовательного учреждения педагогическими кадрами. В МБДОУ ДС № работает 48 воспитателей; 4 учителя-логопеда, 2 учителя-дефектолога, 2 педагога-психолога. Опыт работы воспитателей и специалистов МБДОУ систематически представляется на методических объединениях города, областных семинарах, в печатных и электронных изданиях и интернет ресурсах; педагоги и их воспитанники участвуют в городских конкурсах, фестивалях, международных и российских интернет-конкурсах.
Одним из важнейших условий для эффективного обучения и воспитания детей-инвалидов и детей с ОВЗ является активное взаимодействие педагогов с родителями воспитанников, которые являются участниками педагогического процесса. С этой целью организуются педагогические и родительские мастер-классы, мастерские, проводятся Дни открытых дверей, творческие гостиные и выставки.