Образовательная программа дошкольного образования Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида № 19 города Кузнецка (далее – Программа) разработана в соответствии с Федеральной образовательной программой (утверждѐнной приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 25 ноября 2022 г. № 1028 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 2 ноября 2022 г., регистрационный № 70809)) (далее ФОП ДО) и Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее - ФГОС ДО).
Содержание Программы составлено с учетом особенностей региона, муниципалитета и Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида № 19 города Кузнецка (далее – ДОО); образовательных потребностей воспитанников и запросов родителей (законных представителей).
Программа направлена на реализацию основополагающих функций дошкольного образования:
- обучение и воспитание ребѐнка дошкольного возраста как гражданина Российской Федерации, формирование основ его гражданской и культурной идентичности на соответствующем его возрасту содержании доступными средствами;
- создание единого ядра содержания дошкольного образования (далее - ДО), ориентированного на приобщение детей к традиционным духовно-нравственным и социокультурным ценностям российского народа, воспитание подрастающего поколения, как знающего и уважающего историю и культуру своей семьи, большой и малой Родины;
- создание единого федерального образовательного пространства воспитания и обучения детей от рождения до поступления в общеобразовательную организацию, обеспечивающего ребѐнку и его родителям (законным представителям) равные, качественные условия ДО, вне зависимости от места проживания (п. 2. ФОП ДО).
Программа обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте с 1 года 6 месяцев до 7 - 8 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям – физическому, социально-коммуникативному, познавательному, речевому и художественно-эстетическому.
Программа раскрывает принципы, методы, приемы, техники образовательной деятельности в ДОО; порядок организации совместной, коллективно-распределительной, партнерской деятельности детей и взрослых; подходы к интеграции образовательной деятельности дошкольника.
Обязательная часть Программы составляет не менее 60% от общего объема Программы.
Часть, формируемая участниками образовательных отношений, составляет не более 40% и ориентирована на специфику национальных, социокультурных и иных условий, в том числе региональных, в которых осуществляется образовательная деятельность; сложившиеся традиции ДОО; потребности и интересы детей, а также возможности педагогического коллектива и ДОО в целом.
Часть, формируемая участниками образовательных отношений предусматривает включение в образовательный процесс ознакомление с культурно-историческим и природно-географическим своеобразием Пензенской области и обогащение образовательной деятельности в старшем дошкольном возрасте средствами эколого-познавательного туризма.
Выбор направлений для части, формируемой участниками образовательного процесса, соответствует потребностям и интересам детей, а также возможностям педагогического коллектива и социальному запросу родителей (законных представителей).
В Программе представлены целевой, содержательный и организационный разделы.
В целевом разделе Программы отражены цели, задачи, принципы Программы и планируемые результаты освоения Программы; подходы к педагогической диагностике достижения планируемых результатов.
Содержательный раздел Программы включает задачи и содержание образовательной деятельности по каждой из образовательных областей для всех возрастных групп обучающихся (социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие); описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы; особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик; способы поддержки детской инициативы; взаимодействие педагогического коллектива с семьями обучающихся; направления, задачи и содержание коррекционно – развивающей работы (далее – КРР); направления и содержание части, формируемой участниками образовательных отношений.
В содержательный раздел Программы входит рабочая программа воспитания Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида № 19 города Кузнецка (далее – Программа воспитания). 3
Организационный раздел
Программы включает описание психолого-педагогических и кадровых условий реализации Программы; организации развивающей предметно-пространственной среды (далее – РППС); материально- техническое обеспечение Программы, обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания.
В организационном разделе представлены примерный режим и распорядок дня в возрастных группах, календарный план воспитательной работы.
Программа предоставляет педагогам право выбора способов реализации образовательной деятельности в зависимости от конкретных условий, предпочтений педагогического коллектива ДОО и других участников образовательных отношений, а также с учѐтом индивидуальных особенностей обучающихся, специфики их потребностей и интересов, возрастных возможностей.
Реализация Программы и Программы воспитания, направленных на обучение и воспитание, предполагает их интеграцию в едином образовательном процессе, предусматривает взаимодействие с разными субъектами образовательных отношений, осуществляется с учѐтом принципов дошкольного образования (далее ДО), зафиксированных в ФГОС ДО.
Программа создает основу для преемственности уровней дошкольного и начального общего образования.