Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 19 города Кузнецка (МБДОУ ДС № 19 г. Кузнецка)

Пензенская область, г. Кузнецк, ул. Калинина, д. 63; Пензенская область, г. Кузнецк, ул. Кирова, д. 20

Телефон

841-57-3-14-79; 841-57-3-12-66

Эл. почта detsckiysad19@yandex.ru

.

МБДОУ ДС № 19 г. Кузнецка

Пензенская область, г. Кузнецк, ул. Калинина, д. 63; Пензенская область, г. Кузнецк, ул. Кирова, д. 20
Телефон: 841-57-3-14-79; 841-57-3-12-66
Эл. почта: detsckiysad19@yandex.ru

Уважаемые родители!

В этом учебном году проделана большая работа по преодолению нарушений речевого развития. Весь учебный год ведётся работа над звукопроизношением, обогащением словарного запаса, развитием связной речи, фонематического слуха. Важно помнить, что сформированные в течение учебного года навыки (выработанные артикуляционные уклады, поставленные звуки) могут как укрепиться и войти в привычный стереотип, так и потеряться. Поэтому нужно самостоятельно использовать некоторые упражнения и игры для закрепления пройденного материала. Особенно это касается детей, которые в этом году идут в школу.

Предложите ребёнку игры, которые тренируют силу и длительность выдоха:

«Пушок»

Привяжите на верёвочку лёгкое пёрышко или кусочек ваты. Предложите ребёнку дуть на него. Необходимо следить за тем, чтобы вдох делался только носом, а выдох - через сложенные трубочкой губы.

«Задуй ватку в ворота»

Оборудование: кубики, конструктор или другой строительный материал, небольшой кусочек ваты.

Описание. Взрослый вместе с ребенком сооружает широкие «ворота» из кубиков или другого материала и кладет перед ними небольшой кусочек ваты. Ребенок, слегка наклоняясь вперед, чтобы воздух попадал под ватку, должен подуть на нее длительным плавным выдохом и добиться попадания в «ворота». С этой целью при необходимости можно менять направление и силу воздушной струи. Если ребенок хорошо справляется с этим заданием, его можно слегка усложнить, постепенно делая «ворота» узкими.

          «Фокус»

Описание. Губы в улыбке, нижняя губа оттянута вниз, широкий язык плотно прижат к верхней губе. Сделать глубокий вдох носом и в этом положении языка подуть на ватку, лежащую на кончике носа так, чтобы она взлетела вертикально вверх. Следить, чтобы выдох производился на язык, а не на верхнюю губу. Если ребенок хорошо справляется с таким заданием, его можно усложнить: понемногу продвигать ватку по спинке носа по направлению ко лбу и таким же образом стараться ее сдуть.

И не стоит забывать про артикуляционную гимнастику.

При проведении артикуляционной гимнастики необходимо соблюдать следующие рекомендации:

1. Внимательно прочитайте описание упражнения. Попробуйте выполнить его перед зеркалом. Только после того, как Вы сами освоите это упражнение, предлагайте его ребенку.

2. Гимнастика проводится ежедневно по 5-10 минут.

3. Упражнения выполнять сидя перед зеркалом .

4. Комплекс на одно занятие включает 5-7 упражнений для губ и языка, 1 упражнение для развития речевого дыхания.

5. Каждое упражнение выполняется по 5 раз.

6. После того, как упражнение усвоено, ребенок выполняет его без показа взрослого (по названию).

7. Взрослый обязательно контролирует правильность и четкость выполнения упражнений.

8. Упражнения выполняются после показа взрослого.

    Упражнения для губ

  1. «Заборчик». Губы в улыбке, зубы сомкнуты в естественном прикусе и видны.

 

  1. «Трубочка». Вытягивание губ вперёд длинной трубочкой. Зубы сомкнуты.
  2. «Улыбка – Трубочка». Чередование положений губ.

Упражнения для щек

1. «Сытый хомячок». Надуть  щеки, при закрытом рте и подержать в таком положении 3-5 секунд, а потом выдохнуть.

 2. «Голодный хомячок». Втянуть щеки.

             Статические упражнения для языка

(выработка контроля за положением языка и удержанием позы)

1. «Накажем непослушный язычок». Приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произносить «пя-пя-пя...»

2. « Лопаточка». Положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу. Занести «лопатку» в рот, стараясь не напрягать язык.

3. «Чашечка». Рот широко открыт. Передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов.

4. « Иголочка». Рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперед.

Динамические упражнения для языка.

(выработка координации и точности движений)

1. «Часики». Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет взрослого к уголкам рта.

2. «Качели».  Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам.

  1. «Чистим зубки». (Сначала выполнять с закрытым ртом, затем — с открытым). «Почистить» кончиком языка верхние зубы с внутренней стороны (слева — направо, сверху вниз). Нижняя челюсть неподвижна!

4. «Лошадка». Присасывать язык к нёбу, растягивая подъязычную связку. Щёлкать языком медленно и сильно. Нижняя челюсть должна быть неподвижна!

5. «Маляр». Открыть рот. Широким кончиком языка, как кисточкой,

водить по небу вперед- назад, не отрываясь. Нижняя челюсть не двигается.

6. «Вкусное варенье». Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта.

Надеюсь, что мои советы будут интересны и полезны вам, уважаемые родители, и помогут решить проблемы речевых нарушений у вашего ребенка.