Примерный алгоритм действий руководителей и работников
при вооруженном нападении на объект образования и захвате заложников.
В случае вооруженного нападения не нужно вступать в конфликт с преступником и пытаться его обезвредить. Все действия администрации и персонала должны быть направлены на решение главной задачи: спасение жизни детей. Не допускайте паники, истерики и спешки. Основной причиной, из-за которой в случае вооруженного нападения количество жертв может увеличиться в разы, являются панические, беспорядочные действия людей. Успокойте детей, убедите их в необходимости действий только по вашей команде.
Если охрана или дежурный администратор заметили вооруженного преступника, передвигающегося по территории, прилегающей к учебному заведению, получили сообщение об этом от очевидцев либо услышали звуки выстрелов и взрывов, крики людей, необходимо:
- Произвести блокировку входных дверей.
- На основе полученной от очевидцев и с помощью системы видеонаблюдения информации определить, что происходит, и оценить обстановку.
- Нажать кнопку тревожной сигнализации (КТС).
- Немедленно сообщить о случившемся руководителю образовательной организации (лицу, его замещающему).
- По его указанию или самостоятельно (исходя из обстановки) сообщить в службы экстренного реагирования (в полицию - тел. 02 (с мобильного телефона – 102), в единую дежурно-диспетчерскую службу - тел. 112, в УФСБ России по Пензенской области - тел. 8(841-2) 56-13-21).
- В дальнейшем действовать по указанию руководителя или самостоятельно исходя из обстановки.
- Организовать, если имеется возможность, встречу прибывающих сотрудников правоохранительных структур и служб экстренного реагирования. Обеспечить выполнение их рекомендаций и требований.
В случае неожиданного проникновения вооруженного преступника в учебное заведение охране или дежурному администратору необходимо принимать решение и действовать исходя из обстановки. Рекомендуется:
- Нажать кнопку тревожной сигнализации (КТС).
- Осуществить с применением системы голосового оповещения экстренное информирование персонала и обучающихся о возникшей угрозе для своевременной организации самостоятельных действий педагогов и обслуживающего персонала по обеспечению безопасности детей.
Руководитель учебного заведения при поступлении информации о нападении (сообщение охраны или персонала объекта образования, звуки выстрелов и взрывов) должен установить, что происходит, оценить сложившеюся ситуацию, после чего:
- Информировать (поручить провести информирование ответственному лицу) правоохранительные структуры и экстренные службы.
В сообщении указывается: наименование организации, ее точный адрес, характер происшествия, количество находящихся в здании людей, наличие и количество пострадавших (погибших), другие возможные негативные последствия, сведения о количестве преступников и наличии у них огнестрельного оружия, взрывных устройств, особо опасных химических веществ и иных средств поражения, известные места нахождения злоумышленников, выдвигаемые преступниками требования.
- Исходя из имеющихся данных и полученных от правоохранителей рекомендаций принять решение об эвакуации (частичной или полной с учетом возможности безопасно покинуть здание) либо организации мероприятий по защите детей внутри помещений.
- Принять меры к информированию персонала учебного заведения о возникших угрозах и организовать его действия в соответствии с принятым решением по обеспечению безопасности.
- Организовать встречу прибывающих сотрудников правоохранительных структур и служб экстренного реагирования. Обеспечить выполнение их рекомендаций и требований.
При возможности безопасно покинуть здание руководителю учебного заведения (в неконтролируемой ситуации персоналу самостоятельно) необходимо:
- Организовать экстренную эвакуацию через ближайшие (запасные) выходы в соответствии с разработанными планами. В отдельных случаях эвакуация может быть организована через окна первых этажей здания.
- Продумать все действия:
- определите безопасный маршрут и конечную точку эвакуации;
- успокоить и пересчитать детей;
- не тратить время на разговоры, сбор вещей и одевание;
- помещение покидать организованно: не допускать паники, истерик и
спешки.
От согласованности и четкости действий будет зависеть жизнь и здоровье многих людей.
- Следовать к месту сбора, контролируя всю группу. Не допускать лишнего шума, темп передвижения выбирать исходя из обстановки. Место для сбора после эвакуации должно быть выбрано на достаточном удалении от образовательной организации.
- После прибытия к месту сбора необходимо организовать проверку наличия детей, принять меры по обеспечению их безопасности. Сообщить информацию о прибытии и количестве эвакуированных детей руководству образовательной организации (при возможности), а также сотрудникам правоохранительных органов и спасательных подразделений. В случае необходимости предоставить правоохранительным структурам интересующую их информацию.
- Дальнейшие действия предпринимать в соответствии с полученными от правоохранительных структур и экстренных служб рекомендациями. Возвращаться в покинутое помещение можно только с разрешения ответственных лиц.
В случае отсутствия возможности безопасно покинуть здание необходимо уйти с открытого пространства (коридор, холл и т.д.), найти помещение, в котором преступнику будет трудно вас найти либо до вас добраться. После чего:
- Принять меры к блокировке входной двери: закрыть помещение на ключ, забаррикадировать дверь тяжелыми массивными предметами (партами, шкафами, стульями и т.п.).
- Снизить уровень шума в помещении, чтобы не привлекать внимание преступника: успокоить детей, ограничить их общение и передвижение, чтобы не было лишних звуков; отключить все приборы, издающие посторонние шумы, отключить или перевести в беззвучный режим все мобильные телефонные устройствах.
- Выключить свет в помещении в тёмное время суток.
- Определить в помещении самое безопасное место (подальше от проёмов дверей и окон, за капитальными стенами, в подсобных помещениях) и переместить туда детей. Организовать их дополнительную защиту при помощи парт, столов, шкафов и другого оборудования.
- Расположиться всем как можно ниже, присесть или лечь на пол (при беспорядочной стрельбе уменьшается вероятность оказаться на линии огня).
- При звуках стрельбы либо взрывов не паниковать, не звать на помощь: этим можно привлечь внимание преступника. Необходимо дать команду всем лечь на пол за сооруженное укрытие, ногами в сторону угрозообразующего направления, голову закрыть руками.
- Дождаться завершения операции по обезвреживанию преступника(ов). Самостоятельно помещение не покидать, после окончания силовой операции сотрудники спецподразделений самостоятельно найдут способ открыть дверь. Необходимо следовать их рекомендациям и требованиям.
- Эвакуацию необходимо проводить только после разрешения со стороны правоохранительных органов.
Если вы оказались в одном помещении с вооруженным преступником/террористом необходимо:
- Вести себя спокойно. Подчиняться всем требованиям нападающего. Не вступать с ним в словесную перепалку, спор, не пытаться договориться. В большинстве случаев это бесполезно и опасно. Не обращаться к нему первым, не смотреть ему в глаза. Не делать никаких резких движений.
- Постоянно держать преступника в поле зрения. Контролировать место расположения преступника по отношению к вам, детям и выходу. Оценить, какое оружие в руках у нападающего, его физические данные и психологическое состояние.
- Если ситуация не обостряется, контролируйте поведение детей и преступника, ждите начала переговорного процесса или силовой операции. Не предпринимайте попыток обезоружить преступника или организовать побег из-под его контроля, это может спровоцировать применение им оружия. При звуках выстрелов и взрывов (что может свидетельствовать о начале операции по обезвреживан6ию преступника) дать чёткую команду детям лечь на пол за укрытие и накрыть голову руками.
- Если ситуация критическая, вы понимаете, что человек слишком агрессивен и опасен, отвлекайте его внимание на себя, чтобы обезопасить от агрессии детей. При этом давайте детям, если надо, внятные, четкие команды по их действиям исходя из складывающейся обстановки.
- Если поведение преступника стало неадекватным, его действия реально угрожают вашей жизни и безопасности детей, имеются жертвы и их количество может увеличиться, в этом случае имеет смысл оказать преступнику силовое сопротивление. Перед нападением нужно заговорить с преступником спокойным голосом и в определённый момент резко броситься на него и постараться обезоружить. Действовать необходимо максимально агрессивно: кричать, бросать в преступника предметы, которые попадаются под руки, использовать импровизированное оружие (например: тяжелые предметы, баллончик лака для волос или дезодоранта вместо газа). После начала сопротивления не останавливаться. Если не справитесь, своими действиями вы отвлечете преступника и дадите детям возможность покинуть помещение и спастись.
Министерством образования и науки Российской Федерации создан и функционирует интернет-ресурс
«Интерактивная карта антитеррористической деятельности в образовательных организациях и научных учреждениях Российской Федерации»
Интерактивная карта доступна по адресу MAP.NCPTI.RU
МБУ Управление по делам ГОЧС г.Кузнецка видеоролики по Гражданской обороне
https://disk.yandex.ru/i/py3VyyNp2Yw_-w
https://disk.yandex.ru/i/jIV8d3YuNvjVzA
РЕКОМЕНДАЦИИ ГРАЖДАНАМ ПО ДЕЙСТВИЯМ ПРИ УГРОЗЕ СОВЕРШЕНИЯ ТЕРРОРИСТИЧЕСКОГО АКТА
Сегодня терроризм, наряду с распространением оружия массового уничтожения, региональными конфликтами и организованной преступностью, представляет собой самый опасный вызов безопасности нашей стране. В целях пресечения и раскрытия террористического акта, минимизации его последствий и защиты жизненно важных интересов личности, общества и государства, правильно ориентироваться и действовать в чрезвычайных ситуациях гражданам необходимо знать правила, порядок поведения и действия населения при угрозе и в период проведения терактов. Любой человек должен точно представлять свое поведение и действия в экстремальных ситуациях, психологически быть готовым к самозащите.
Рекомендации при обнаружении подозрительного предмета.
Если вы обнаружили забытую или бесхозную вещь в общественном транспорте, опросите людей, находящихся рядом. Постарайтесь установить, чья она или кто мог ее оставить. Если хозяин не установлен, немедленно сообщите о находке водителю (машинисту).
Если вы обнаружили подозрительный предмет в подъезде своего дома, опросите соседей, возможно он принадлежит им. Если владелец не установлен, немедленно сообщите о находке в ваше отделение милиции.
Если вы обнаружили подозрительный предмет в учреждении, немедленно сообщите о находке администрации.
Во всех перечисленных случаях:
- не трогайте, не вскрывайте и не передвигайте находку. Не предпринимайте самостоятельно никаких действий с находками или подозрительными предметами, которые могут оказаться взрывными устройствами – это может привести к взрыву, многочисленным жертвам и разрушениям;
- зафиксируйте время обнаружения находки;
- незамедлительно сообщите в территориальный орган милиции;
- примите меры по недопущению приближения людей к подозрительному предмету. Постарайтесь сделать так, чтобы люди отошли как можно дальше от опасной находки;
- примите меры по исключению использования средств радиосвязи, высокочастотных излучающих приборов, динамиков и других радиосредств, способных вызвать срабатывание радиовзрывателей обнаруженных, а также пока не обнаруженных взрывных устройств;
- обязательно дождитесь прибытия оперативно-следственной группы
Внешний вид предмета может скрывать его настоящее назначение. В качестве камуфляжа для взрывных устройств используются обычные бытовые предметы: сумки, пакеты, свертки, коробки, игрушки и т.п. Если обнаруженный предмет не должен, как вам кажется, находиться «в этом месте в это время», не оставляйте этот факт без внимания, но помните:
Если террорист-смертник ощутит на себе внимание людей, он способен незамедлительно привести взрывное устройство в действие. В связи с этим старайтесь соблюдать спокойствие. Если есть возможность, сообщите о подозрительном вам человеке в административные или правоохранительные органы либо в службы безопасности, не привлекая к себе внимания террориста.
Предметы – бесхозные портфели, чемоданы, сумки, свертки, ящики, мешки, коробки и т.д., автотранспорт – угнанный, брошенный, без признаков наличия владельца и т.д.
Внешние признаки предметов, по которым можно судить о наличии в них взрывных устройств:
- наличие связей предмета с объектами окружающей обстановки в виде растяжек, приклеенной проволоки и т.д.;
- необычное размещение обнаруженного предмета;
- шумы из обнаруженного подозрительного предмета (характерный звук, присущий часовым механизмам, низкочастотные шумы);
- установленные на обнаруженном предмете различные виды источников питания, проволока, по внешним признакам, схожая с антенной т.д.
ПАМЯТКА
ПЕРСОНАЛУ ОЪЕКТА ПО ПРЕДОТВРАЩЕНИЮ ТЕРРОРЕСТИЧЕСКИХ АКТОВ
Будьте наблюдательны! Только вы можете своевременно обнаружить предметы и людей, посторонних на вашем рабочем месте
Будьте внимательны! Только вы можете распознать неадекватные действия посетителя в вашем рабочем помещении или вблизи него
Будьте бдительны! Каждый раз, придя на своё рабочее место, проверяйте отсутствие посторонних предметов.
Потренируйтесь: кому и как вы можете быстро и незаметно передать тревожную информацию.
Соблюдайте производственную дисциплину! Обеспечьте надёжные запоры постоянно закрытых дверей помещений, шкафов, столов.
Не будьте равнодушны к поведению посетителей! Среди них может оказаться злоумышленник.
Заблаговременно представьте себе возможные действия преступника вблизи вашего рабочего места и свои ответные действия.
Помните, что злоумышленники могут действовать сообща, а также иметь одну или несколько групп для ведения отвлекающих действий.
Получив сведения о готовящемся теракте, сообщите об этом в органы управления по делам ГО и ЧС и правоохранительные органы по тел. «01», «02» и руководителю объекта. Оставайтесь на рабочем месте. Будьте хладнокровны. Действуйте по команде.
РОДИТЕЛИ!
Вы отвечаете за жизнь и здоровье ваших детей. Разъясните им, что любой предмет, найденный на улице или в подъезде, может представлять опасность.
Общие правила безопасности
К террористическому акту невозможно подготовиться заранее, поэтому следует быть настороже всегда. Следует проявлять особую осторожность на многолюдных мероприятиях с тысячами участников, в популярных развлекательных заведениях, торговых центрах.
- Обращайте внимание на подозрительных людей, предметы, на любые подозрительные мелочи
- На подозрительные телефонные разговоры рядом стоящих лиц
- На сдаваемые или снимаемые по соседству квартиры, подвалы, подсобные помещения, склады, вокруг которых наблюдается странная активность
- Остерегайтесь людей с большими сумками, баулами и чемоданами, особенно, если они находятся в неожиданном месте (например, с баулом в кинотеатре или на празднике). Несмотря на то, что этот человек, скорее всего, окажется туристом или торговцем, все же лишняя осторожность не повредит)
- Не поднимайте забытые посторонними людьми вещи: сумки, мобильные телефоны, кошельки и т.п.
- Будьте особо бдительными и остерегайтесь людей, одетых не по сезону. Если вы видите летом человека, одетого в плащ или толстую куртку – будьте особенно осторожны – под такой одеждой террористы чаще всего прячут бомбы. Лучше всего держаться от него подальше и обратить на него внимание сотрудников правоохранительных органов
- Специалисты сообщают, что смертник, готовящийся к теракту, обычно выглядит чрезвычайно сосредоточено, губы плотно сжаты, либо медленно двигаются, как будто читая молитву
- В семье надо разработать план действий при чрезвычайных обстоятельствах. У всех членов семьи должны быть номера телефонов, адреса электронной почты друг друга для срочной связи. Также необходимо назначить место встречи, где вы сможете встретиться с членами вашей
- семьи в экстренной ситуации. В случае эвакуации, обязательно возьмите с собой ваш набор предметов первой необходимости и документы
БУДЬТЕ БДИТЕЛЬНЫ!!!
ПРИ ВОЗНИКНОВЕНИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ
ЗВОНИТЕ ПО мобильному телефону:
МЧС, ПОЖАРНАЯ ЧАСТЬ 101
ПОЛИЦИЯ 102
СКОРАЯ ПОМОЩЬ 103
ГАЗОВАЯ СЛУЖБА 104
СЛУЖБА СПАСЕНИЯ 112
Памятка по антитеррору
Общие и частные рекомендации
1. По возможности скорее возьмите себя в руки, успокойтесь и не паникуйте. Разговаривайте спокойным голосом.
2. Если Вас связали или закрыли глаза, попытайтесь расслабиться, дышите глубже.
3. Подготовьтесь физически и морально и эмоционально к возможному суровому испытанию.
4. Не пытайтесь бежать, если нет полной уверенности в успешности побега.
5. Запомните как можно больше информации о террористах, их количестве, степени вооруженности, особенностях внешности, темах разговоров.
6. По возможности расположитесь подальше от окон, дверей и самих похитителей, т.е. в местах большей безопасности в случае, если спецподразделения предпримут активные меры (штурм помещения, огонь снайперов на поражение преступников и др.).
7. По различным признакам постарайтесь определить место своего нахождения (заточения).
8. В случае штурма здания рекомендуется лечь на пол лицом вниз, сложив руки на затылке.
9. Не возмущайтесь, если при штурме и захвате с Вами могут поначалу (до установления Вашей личности) поступить несколько некорректно, как с вероятным преступником. Будьте уверены, что милиция и другие спецслужбы уже предпринимают профессиональные меры для Вашего освобождения.
Объясните детям, что необходимо сообщать взрослым или сотрудникам милиции:
Об обнаруженных на улице. О бесхозных вещах. О подозрительных подозрительных предметов в общественном предметах в подъезде, транспорте, дома или в детском саду.
Объясните детям, что во всех перечисленных случаях необходимо:
Не трогать, не вскрывать,не передвигать находку. Отойти на безопасное расстояние. Сообщить о находке сотруднику милиции.
Обязательно проводите с детьми дома разъяснительные беседы о недопустимости:
1. Пользоваться незнакомыми предметами, найденными на улице или в общественных местах.
2. Брать у незнакомых людей на улице сумки, свертки, игрушки и т.д.
Об опасности взрыва можно судить по следующим признакам:
1. Наличие неизвестного свертка или какой-либо детали в машине, на лестнице, в квартире и т.д.
2. Натянутая проволока или шнур.
3. Провода или изолирующая лента, свисающие из-под машины.
4. Чужая сумка, портфель, коробка, какой-либо предмет, обнаруженный в машине, у дверей квартиры, в подъезде.
Во всех перечисленных случаях заметив взрывоопасный предмет (самодельное взрывное устройство, гранату, бомбу и т.д.), не подходите близко к нему, немедленно сообщите о находке в милицию. Не позволяйте случайным людям прикасаться к опасному предмету и обезвреживать его В общественном транспорте. Совершая поездку в общественном транспорте обращайте внимание на оставленные сумки, свертки и др. бесхозные предметы, в которых могут находиться самодельные взрывные устройства. Немедленно сообщите о находке водителю, машинисту поезда, работнику милиции. Не открывайте их, не трогайте руками, предупредите стоящих рядом людей о возможной опасности.
КАТЕГОРИЧЕСКИ ЗАПРЕЩАЕТСЯ:
1. Пользоваться найденными незнакомыми предметами.
2. Сдвигать с места, перекатывать взрывоопасные предметы с места на место, брать их в руки.
3. Обрывать или тянуть отходящие от предмета провода, предпринимать попытки их обезвредить.
4. Поднимать, переносить, класть в карманы, портфели, сумки и т.п. взрывоопасные предметы.
5. Ударять один боеприпас о другой или бить любыми предметами по корпусу или взрывателю.
6. Помещать боеприпасы в костер или разводить огонь над ним.
7. Собирать и сдавать боеприпасы в качестве металлолома.
8. Наступать или наезжать на боеприпасы.
9. Закапывать боеприпасы в землю или бросать их в водоем.
Заходя в подъезд дома, обращайте внимание на посторонних людей и незнакомые предметы. Как правило, взрывное устройство в здании закладывается в подвалах, первых этажах, около мусоропроводов, под лестницами.
Будьте бдительны!