Источник: https://ou250penza.nubex.ru/37544/

Страничка педагога-психолога

       О работе детского психолога

Всем родителям хорошо известно, что должны делать для ребенка педиатр, логопед, воспитатель детского сада и школьный учитель. Нужен ли в этом перечне еще и детский психолог? А если нужен, то с какого возраста? Чем детский психолог отличается от других специалистов? Когда нужно к нему обращаться? Эти и многие другие вопросы часто волнуют родителей. Попробуем ответить на некоторые из них.

Детского психолога не стоит путать ни с психиатром, ни с невропатологом, ни с любым другим врачом – это не медицинская специальность. Детский психолог не имеет права ставить диагноз, выписывать рецепты. Он занимается не состоянием внутренних органов и внешнего вида ребенка, а другими детскими проблемами.

Детская психология не является отраслью медицины – она занимается изучением закономерностей нормального развития ребёнка, и основная задача психолога состоит в обеспечении такого развития, в создании необходимых для этого условий.

Что такое психологическая служба в детском саду?

Основная цель психологической службы в системе образования - это обеспечение психического и психологического здоровья ребенка.

Психолог в детском саду - это человек, знающий и глубоко понимающий ребенка, разбирающийся в общих закономерностях психического развития, так и в возрастных особенностях этого развития и его индивидуальных вариантах. Основная задача психолога - обеспечить нормальное развитие ребенка исходя из закономерностей развития, помочь в создании необходимых для него условий.

Основные функции психолога в детском саду связаны с охраной физического и психического здоровья детей, с созданием условий, которые способствуют их эмоциональному благополучию и обеспечивают свободное и эффективное развитие способностей каждого ребенка.
Задачи психолога в детском саду условно можно подразделить на две группы.

Во-первых, он должен участвовать в воспитательном процессе в целом, работать в направлении его «психологизации». Большое значение здесь отводится психологическому просвещению персонала детского сада и родителей.

Вторая группа - индивидуальная работа с детьми и должна содействовать учету их индивидуально-психологических особенностей в воспитательном процессе. С помощью наблюдений и соответствующих диагностических методик психолог должен в процессе длительного изучения к каждой группы определить особенности взаимоотношений воспитателя и детей между собой, а также оценить индивидуально-психологические качества отдельных детей и уровни их умственного развития. К этой группе также относится задача определения готовности к обучению в школе и проведение соответствующей коррекционной работы.

Детство— самый важный период в жизни и наиболее значимый для развития ребенка. Известно, что на протяжении первых лет жизни закладываются основные качества характера, формируется стиль общения со сверстниками и взрослыми, складывается отношение к жизни в целом. И во многом от того, как происходит формирование личности ребенка в детстве, будет зависеть вся его дальнейшая жизнь. Все события, происходящие с нами в детстве, оставляют свой глубокий след во всей нашей последующей взрослой жизни.

Чтобы заметить, что ребенок испытывает трудности и нуждается в помощи — для этого достаточно родительской чуткости и любви. Самый важный момент здесь — это вовремя обратиться к детскому психологу, пока проблемы ребенка не начали нарастать как снежный ком, и есть возможность устранить проблему в наиболее короткие сроки, не причинив страданий и боли ребенку. Многие детские проблемы лишь временны и требуют краткосрочной работы психолога. Психологи помогают детям и их семьям разрешить поведенческие, эмоциональные, семейные проблемы, проблемы отношений со сверстниками и в школе и найти конструктивный выход из создавшейся ситуации.

Родителям, оформляющим ребенка в детский сад, мы рекомендуем пройти индивидуальную консультацию с психологом, чтобы получить максимально полную информацию об особенностях ребенка, познакомить родителей с особенностями распорядка в детском саду.

Беседа, наблюдение, анкетирование - методы, которые помогут психологу на консультации лучше понять и спрогнозировать варианты развития ребенка, подобрать оптимальные условия для раскрытия его интеллектуальных и личностных особенностей. Родителям будет полезно научиться смотреть со стороны на своего ребенка и подобрать оптимальную стратегию его воспитания, опирающуюся на безусловную любовь и доверие.

Приглашаем Вас в кабинет педагога-психолога, где разнообразная, современная, методически грамотная и доступная среда для детей дошкольного возраста

Знакомство с педагогом-психологом

Приветствую всех посетителей сайта!

Я, Гафурова Гульнара Нязифовна, педагог-психолог первой квалификационной категории. Работаю  в данном учреждении с 2014 года. Люблю свою профессию.

 

Сообщаю о себе следующие сведения:

Образование  высшее, 1999г., ПГПУ им. В. Г. Белинского, специальность «Филология», квалификация «Учитель русского языка и литературы»;

1998г. ПГПУ им. В. Г. Белинского, факультет дополнительных педагогических профессий «Практический психолог в системе народного образования."

Сведения о повышении квалификации:

1) НОУ СИСПП, «Психолого-педагогическое сопровождение воспитательного процесса в ДОУ с учетом реализации ФГОС».  72 ч., 2014 г.

2) АНО ВО «МИСАО», курсы переподготовки «Педагогика и психология дошкольного образования в рамках реализации ФГОС». 620 ч., 2015 г.

3) АНО ВО «МИСАО», курсы переподготовки «Психологическое консультирование и психодиагностика с основами психотерапии». 1380ч., 2016 г.

4) ЧУДПО СИПППИСР, "Сексология". 72ч., 2017 г.

5) ООО "Центр онлайн-обучения Нетология-групп", "Коучинговый подход для результативного образования в рамках ФГОС", 48ч., 2017г.

6) ООО "Институт новых технологий в образовании", "Организация коррекционно-педагогической работы в условиях введения ФГОС нового поколения", 170ч., 2017г.

7) ООО "Центр онлайн-обучения Нетология-групп", "Практика осознанности и развития эмоционально-телесного интеллекта для саморегуляции и профилактики профессионального выгорания". 72ч., 2018г.

8) ООО "Инфоурок", "Ментальная арифметика", 72ч., 2019г.

 

Консультирую очно и онлайн.

тел. 8-927-389-2250

 

  

«Библионочь – 2021»

 

24 апреля состоялась десятая  юбилейная Всероссийская акция «Библионочь – 2021» –  одно из самых значимых событий в культурной жизни страны. В этом году  «Библионочь»  посвящена 60-летию полета Юрия Гагарина в космос и приурочена к Году науки и технологий. В Кузнецке библиотеки, музеи и культурные центры представили специальную программу.

 В рамках совместного сотрудничества  Филиала №10 МБУ «Кузнецкая ЦГБ им. А. Н. Радищева» и МБДОУ ДС №19  педагог-психолог Гафурова Г. Н. приняла участие в квесте «Библиотека, – ты космос». Юношеская библиотека превратилась в космический корабль, а  участники квеста, учащиеся Художественной школы, – в космических туристов. Профессиональный психолог проверила экипажи на психологическую совместимость, настроила на совместную деятельность, провела космическую релаксацию. Ребята с помощью команды экскурсоводов отправились в бесконечную вселенную, побывали на планетах Солнечной системы, посетили «Космомаркет». Полет прошел нормально.



 

 

http://i.mycdn.me/i?r=AzEPZsRbOZEKgBhR0XGMT1RkHeJJtcGn7UtUgtH_abYn0KaKTM5SRkZCeTgDn6uOyic

Ментальная арифметика

В детском саду педагог-психолог Гафурова Г. Н. использует в развивающей работе с детьми методику «Ментальная арифметика", позволяющую развивать мыслительную деятельность ребенка и его творческое начало. 

Сегодня такую методику развития обоих полушарий головного мозга практикуют в 52 государствах. Везде арифметика пользуется успехом. Малайзия, Япония, Северная Америка, Казахстан – это страны, руководители которых тоже считают, что ментальную арифметику их дети должны знать. В России данная методика только проходит обкатку, нашла распространение среди россиян с 2015 года.

Согласно данным научных исследований, наиболее интенсивное развитие головного мозга происходит у детей 4–12 лет. Навыки, приобретенные в этом возрасте, быстро и легко усваиваются и сохраняются на долгие годы. Именно поэтому они могут оказать значительное влияние на успешное будущее вашего ребенка. 

На начальных этапах занятий ментальной арифметикой используется абакус (счеты). В дальнейшем дети производят вычисления в уме, создавая мысленный образ абакуса.

Таким образом, ментальная арифметика способствует:

- развитию совместной работы правого и левого полушарий мозга;

- наиболее полному раскрытию интеллектуального и творческого потенциала;

- развитию уверенности в собственных силах;

- улучшению внимательности и концентрации;

-развитию зрительной и слуховой памяти;

- развитию способностей к изучению иностранных языков.

Ключевыми  преимуществами занятий по ментальной арифметике являются включение видеоматериалов и интеллектуальных игр, развивающих внимательность и творческие способности, кинезиологических упражнений, а также групповых и индивидуальных упражнений, направленных на полноценную  работу правого и левого полушарий мозга.

Развитые интеллектуальные способности детей являются прочной  основой для интеллектуального и творческого развития.

 

Шабанова Айсылу Умяровна

Педагог-психолог МБДОУ ДС №19 г. Кузнецка

Работаю в данном учреждении с 2021 года.
Образование – среднее профессиональное.

ГОУ СПО педагогический колледж. Социальный педагог.
Сведения о повышении квалификации:

АНО ВПО "Европейский Университет "Бизнес Треугольник" Педагог-психолог.

ООО "Издательство "Учитель". "профессиональная деятельность педагога-психолога в освоении и реализации ФГОС ДО"

Желаем успехов! 

 

 

 

 

ВРЕДНЫЕ ПРИВЫЧКИ

Возникновение детских привычек.

      Появляются привычки у маленьких деток еще, когда они находятся в утробе матери. Например, малыш посасывает пальчик еще в животике, а когда появляется на свет, эта привычка остается.

   Привычки делятся на две категории, это вредные привычки и привычки, которые не наносят вреда. К таким привычкам можно отнести: ёрзанье на стуле, ковыряние в носу, сутулость у ребенка, чрезмерная жестикуляция.

      Конечно, эти привычки до определенного момента не являются опасными или же могут привести к отрицательным последствиям. Но каково будет вашему ребенку, когда он вырастет и начнет работать.

     Поэтому от таких привычек лучше отказаться еще в раннем возрасте.

     Вредные привычки у детей во многих случаях зависят от родительского воспитания, но есть и такие, которые не зависят от этого:

  • посасывание губы или пальчика;
  • покусывание щек с внутренней стороны;
  • когда ребенок грызет ногти (онихофагия);
  • привычка перебирать волосы;
  • онанизм (мастурбация);
  • когда    ребенок      пытается    выдергивать       волосы       на      голове

(трихолломания);

  • когда ребенок теребит мочку ушка; привычка раскачивать головой.

    Если ребенок прибегает к таким привычкам, то он пытается уменьшить свои отрицательные эмоции: неуверенность в себе, страх, неудовлетворенность, тревогу, стыд.

 

Как бороться?

 

  1. Первым делом вы должны набраться терпения. Сама собой эта привычка не пройдет. Вам нужно запастись временем и решить для себя, что малышу эта привычка не нужна.
  2. Тратьте на ребенка достаточное количество времени, чтобы он не чувствовал себя одиноким.
  3. Никогда не стыдите ребенка за его привычки.
  4. Если вы раздражены, никогда не показывайте это ребенку.
  5. Научите своего ребенка правильно выражать свои эмоции, особенно когда он злится и недоволен. Попробуйте направить его агрессию в другое русло. Научите ребенка правильно проявлять свои желания и потребности.
  6. Никогда не угрожайте и не запугивайте своего ребенка. Этим вы можете только причинить больший вред своему ребенку, который может привести к психологическим последствиям.
  7. Когда ребенок ложится спать, включайте ему спокойную музыку.
  8. Постарайтесь дать ребенку много новых впечатлений.
  9. Устраняя привычку, вам необходимо восполнить этот недостаток. Начните больше времени уделять малышу, играйте вместе с ним, читайте ему книжки, хвалите его.

      Помните, на устранение вредной привычки у ребенка, вам понадобится много времени и сил. В основе разных привычек лежат определенные психологические проблемы. Важно, чтобы у вас в семье была гармония и царила мирная обстановка. Окружите ребенка заботой и теплотой. Постарайтесь правильно донести до ребенка, что вредные привычки, это плохо.

     Ребенку нельзя замыкаться в себе. Отвлекайте ребенка различными играми, походами в зоопарк, в цирк, читайте ему и постарайтесь, чтобы ваш ребенок    не          чувствовать        одиночества. Вредные         привычки          у       детей дошкольного возраста - это всего лишь набор определенных действий, которые не должны нанести вреда ребенку.

Как правильно реагировать на детскую агрессию

Рекомендации психолога воспитателю

 

Совет 1. Найдите причину агрессии ребенка

 

Рекомендации: 

  • Стимулируйте конструктивную деятельность детей в группе. Занятия должны предоставлять возможность каждому ребенку действовать осмысленно, а не просто убивать время. Задавайте только общее направление дела. Например, предложите задание так: «Ребята, у нас есть разные предметы, из которых можно построить домики». Не требуйте одинаковых действий от всех детей – одни дети захотят рисовать домик, другие лепить, третьи строить из кубиков, четвертые делать из большой коробки и т. д. Пусть склонные к агрессии дети выберут то, что у них получается.

 

  • Чаще персонализируйте общение с агрессивными детьми: называйте каждого по имени, побудьте понемногу рядом с каждым, задайте вопрос, скажите свое мнение, улыбнитесь, найдите, за что похвалить. Чаще одобряйте поведение детей, когда они ведут себя неагрессивно. Например: «Как ты здорово придумала, Наташа!», «Дети, мне приятно быть с вами рядом», «Вы молодцы».

 

  • Проявляйте внимание к агрессивному ребенку, оказывайте поддержку, не обсуждайте его поведение. Скажите: «Дима хороший, замечательный мальчик», спросите: «Костя, мне кажется, ты скучаешь?».

 

 

Совет 2. Не запрещайте детям проявлять агрессию, но учите правильно выражать ее

 

Рекомендации:

  • Обращайте внимание агрессивного ребенка на то, что он делает, когда злится: «Ты сейчас очень грубо сказал», «Ты портишь чужую вещь», «Ты разрушил башню, которую Даша так долго строила».

 

  • Озвучьте чувства, которые возникают в ответ на агрессию. Говорите при этом не об агрессивном ребенке, а о том, кто подвергся его агрессии, не переходите на обсуждение личности ребенка: «Мне сейчас очень обидно», «Даша плачет», «Посмотри-ка, малыши в песочнице испугались».

 

  • Четко называйте, каких действий вы хотите сейчас от ребенка. Не говорите риторически:

«Да что же это такое!», «Ты чем думал?». Говорите конкретно, спокойным ровным тоном: «Прекрати», «Стоп», «Так делать нельзя», «Это Танина игрушка, отдай», «Отойди вот сюда», «Скажи то же самое без ругательств».

 

  • Показывайте в игре детям разные формы проявления агрессии. В образе героя учите, как правильно защищаться и добиваться своего. Учите не отказу от агрессии, отступлению («ладно, забирай»), а ее цивилизованному выражению («я сама сейчас хочу с этим играть», «мне это не нравится, не делай так»).

 

Совет 3. Организуйте среду в группе таким образом, чтобы она поддерживала эмоциональное благополучие детей

 

Рекомендации:

  • Предоставляйте детям возможность больше играть. Чередуйте виды активности – двигательную и умственную; индивидуальную и коллективную.  

 

  • Меняйте интерьер группы или вносите в него изменения.  

 

  • Помните, что жизнь ребенка должна протекать здесь и сейчас. Не пытайтесь управлять его поведением с помощью отсылок в будущее или прошлое: «Ты забыл, как мама тебя ругала?», «Что из тебя получится!». Не требуйте постоянно откладывать удовлетворение какой-то потребности: «Сейчас потерпи, а вот потом…».

 

  • Оборудуйте в группе место для уединения, научите детей им пользоваться.  

 

  • Обеспечьте питьевой режим в группе, напоминайте детям вовремя о том, что пора попить.

 

  • Не нарушайте личные границы детей. Это воспринимается как насилие и ведет к ответному насилию. Ребенок имеет право на личную территорию, имущество, вкусы, чувства и желания. Придерживайтесь правил «хвалить исполнителя, критиковать исполнение» и «хвалить при всех, ругать наедине».

 

  • Не разглашайте сведения, которые вы узнали о ребенке от других или от него самого в личной беседе. Не отбирайте личные вещи ребенка. Признавайте право ребенка посвоему относиться к ситуации, не стыдите, не ругайте, не уговаривайте, когда он проявляет чувства, не обесценивайте их, не говорите: «Что ты злишься из-за ерунды?». Если хотите выразить свое отношение, говорите о себе: «Я этого не понимаю», «А мне нравится».

 

Совет 4. Если дети в группе подражают агрессивному ребенку, боритесь не с ребенком, а с подражанием ему

 

Рекомендации: 

  • Как можно чаще говорите о положительных качествах агрессивного ребенка, это поможет создать ему другой имидж и выделить в нем другие черты для подражания.

 

  • Демонстрируйте уважительное и заинтересованное отношение к тем детям, чье поведение вы хотите изменить.

 

  • Четко определите и озвучьте, какие действия, поступки подражателей следует искоренить – например, драки, брань, дележ игрушек. Последовательно реагируйте на такие поступки негативно: делайте замечания, запрещайте, сообщайте родителям, выражайте неодобрение. В то же время поддерживайте подражание положительным качествам агрессивных детей – например, интересу к игре, общительности (выслушивайте, хвалите, задавайте вопросы).

 

  • Не распространяйте оценку поведения агрессивного лидера на остальных детей в группе, не говорите обобщенно: «Вы же не слушаете!», а только «Ты меня не слышишь».

 

  • Поддерживайте самостоятельность и индивидуальность детей: не вторгайтесь в их активность без нужды, не заставляйте действовать одинаково, интересуйтесь их мнением, сравнивайте точки зрения.

Тревога - сестра страха. 7 способов избавиться от чувства тревоги для взрослых и детей.

МБДОУ ДС № 19 г. Кузнецка