Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 19 города Кузнецка (МБДОУ ДС № 19 г. Кузнецка)

Пензенская область, г. Кузнецк, ул. Калинина, д. 63; Пензенская область, г. Кузнецк, ул. Кирова, д. 20

Телефон

841-57-3-14-79; 841-57-3-12-66

Эл. почта detsckiysad19@yandex.ru

.

МБДОУ ДС № 19 г. Кузнецка

Пензенская область, г. Кузнецк, ул. Калинина, д. 63; Пензенская область, г. Кузнецк, ул. Кирова, д. 20
Телефон: 841-57-3-14-79; 841-57-3-12-66
Эл. почта: detsckiysad19@yandex.ru

"Советы родителям "непоседы". Консультация воспитателя высшей квалификационной категории Дмитриевой Ольги Геннадьевны

28 сентября 2018 г.

       Всё чаще и чаще приходится слышать от  мам: «Он совсем на месте не сидит»; «За ним глаз да глаз»; «У него – шило в одном месте» и т.д.

У психологов часто спрашивают: «Нормально ли это?; Может его надо держать в ежовых рукавицах? Что мне с ним делать? Потакать ему или запрещать?; Как правильно себя с ним вести?». Давайте сначала попробуем разобраться, что же скрывается за этим забавным, приносящим столько хлопот словом «непоседа»?

Сразу же нужно оговориться, что непоседа – это не одно и то же, что и гиперактивный ребенок. Поведенческие проявления могут быть схожими, однако, стоящие за каждым поведением первопричины и динамика развития характеров детей отличаются друг от друга. Невооруженному родительскому глазу, как правило, сложно разграничить эти проявления, для этого лучше обратиться к специалисту, который проанализирует все этапы взросления Вашего ребенка и поможет Вам выбрать оптимальный стиль воспитания.

Не стоит пугаться того факта, что термин гиперактивный ребенок встречается в медицинской практике, а слово «непоседа» только в разговорной речи. Если ребенок не может усидеть на одном месте и трех минут, от интеллектуальных нагрузок быстро истощается, не умеет ни на чем сосредоточиться, двигательно расторможен, то в этом случае можно предположить у ребенка расстройство внимания, так называемый синдром дефицита внимания (СДВ), который очень часто сопровождается нарушением движения – гиперактивностью. Став очевидным к пяти годам (именно в этом возрасте родители могут путать СДВ с непоседливостью), дефицит внимания остро заявит о себе, когда ребенок начнет учиться в школе. И если время упущено, то ребенку очень сложно будет адаптироваться к требованиям школы и успешно учиться. Прежде всего, следует разобраться в ситуации спокойно, чтобы был найден адекватный выход из сложившихся обстоятельств.

А кто же такой «непоседа»? Во-первых, это всегда тот, кто доставляет взрослым много хлопот. Существует страх, что этот малыш куда-нибудь залезет, что-нибудь сломает, повредит себе или что-то вокруг себя. Можно сказать, что родители с таким ребенком чувствуют себя в постоянном напряжении. Во-вторых, плюс ко всему этому, про такого юркого малыша практически всегда говорят, что он совсем не слушается. Конечно же, все мы, взрослые, хотим, чтобы дети нас слушались, чтобы росли, доставляя нам как можно меньше забот и беспокойств. Хотя умом-то мы понимаем, что такого практически не бывает, но когда это переходит все допустимые границы, мы подчас не знаем, что делать. А если иногда, не выдержав, срываемся на любимое чадо, то потом страдаем от чувства вины по поводу своей реакции. Но когда чаша терпения вновь переполняется, как бы мы себя не настраивали до этого, в более-менее спокойный промежуток времени, наши нервы снова дают о себе знать, вызывая затем очередную порцию чувства вины. И перед нами встанет вопрос: как выбраться из этого замкнутого круга?

Давайте все по порядку. В отличие от гиперактивности, непоседливость, если можно так выразиться, не постоянна, т.е. ребенок-непоседа может, хотя и не так часто, как хотелось бы, но, все-таки, тихо и спокойно проводить досуг, т.е. не все время находиться в движении. Также, на возникший к чему - то интерес, егоза отвечает своим вниманием.

Если же Ваш ребенок не «слышит», когда к нему обращаются взрослые, часто «витает в облаках», легко отвлекается, то такого рода невнимательность можно корректировать (лучше в игровой форме), тренируя внимание также как мышцы. Существуют специальные игры эффективные при направленном развитии внимания.

Непоседа – это образ жизни, состояние души Вашего ребенка, если хотите. Но существует и возрастная динамика этого состояния. Начавшись, в соответствии с возрастным развитием, как острое желание исследования окружающей среды это может перерасти и в стойкую черту характера растущей личности ребенка, если наткнется на наше с вами непонимание. И попав в школу, ребенка могут ждать неприятности: двойки, замечания из-за «плохого» поведения, а еще хуже ярлыки двоечника и хулигана.

Чтобы нам с вами научиться разбираться в поведении любимого малыша не стоит ждать пяти - семи лет, а уже сразу после рождения учиться понимать друг друга.

Встав на ноги, в буквальном смысле слова (примерно в возрасте 12 месяцев) ребенку интересно все, что теперь попадает в его расширившееся поле зрения. Ведь он уже давно умеет у нас все хватать, переворачивать, тащить в рот и т.д., а теперь открываются такие просторы и появляются новые физические возможности, что не использовать все это для того, чтобы удовлетворять свой интерес изучения всего того, что его окружает, очень сложно. В этот сенситивный (чувствительный) период психического развития ребенка, нам, родителям, необходимо удовлетворять эту жизненно важную потребность ребенка, без опаски предоставляя ему определенную долю самостоятельности (но находясь рядом, для соблюдения необходимых мер безопасности). С помощью родителей, в первую очередь мамы, или лица ее замещающего, для дальнейшего психического развития ребенку очень важно убедиться в безопасности мира и в своей все более утверждающейся компетенции. Это, конечно же, очень сложно осуществлять при каждодневном общении с ребенком, но лучше запастись терпением на этот сложный, но очень важный период для того, чтобы впоследствии не пришлось ломать всей семьей голову, что же делать с таким беспокойным характером Вашего малыша.

Чем больше запретов и ограничений, рамок и границ, тем настойчивее желание растущего человека попробовать то, что «нельзя», узнать то, что «еще рано», проникнуть туда, куда «запрещено». Конечно же, мы не имеем в виду полную свободу действий, полную дозволенность и бесконтрольность – это, в свою очередь, также имеет свои нежелательные последствия. Мы говорим о необходимых условиях развития ребенка, которые создаем мы с Вами, взрослые. Удовлетворяя познавательную активность ребенка в том объеме, который он сам нам определяет, мы с вами закладываем фундамент прочных, доверительных отношений с нашим ребенком. Затраченное терпение окупится плодотворным общением и станет залогом нашего с Вами спокойствия в дальнейшем.

Это особенно важно в возрасте от 3 до 4 лет, когда ребенок про себя начинает говорить «Я» и экспериментирует со своей самостоятельностью. Просто нужно быть всегда рядом для того, чтобы в нужную секунду оказать необходимую помощь, подсказать, объяснить, поддержать. Доверяя миру, испытывая удовлетворение от своей нужности, малыш будет радовать Вас своим развитием


Ваш ребенок не может усидеть на месте? Он все время прыгает, бегает и крутится волчком? Научите его управлять своей активностью и эмоциями!

1. Крепко обнимите.
Телесный контакт важен для любого ребенка. А для вашего - особенно. Почаще прижимайте его к себе, Берите на руки, усаживайте на колени. Но никогда не делайте это насильно.

2. Помогите остановиться.
Постоянная суета изматывает не только взрослых. Вы пытаетесь удержать ребенка на одном месте. а он-ни в какую! все потому. что начав, малыш уже не сможет сам остановиться. Не ждите, пока он очень устанет, заинтересуйте его рисованием, лепкой. чтением книг или пазлами.

3. Прогоните тревогу.
Хаотичность движений, неумение дослушать до конца, проглатывание слогов- явные признаки перевозбуждения. Чаще всего они возникают из-за ревности, боязни остаться в одиночестве, недостатка внимания, обиды. Чтобы освободиться от тревоги, малыш пытается максимально заполнить жизненное пространство. Постарайтесь найти главную причину его беспокойства и устраните ее.

4. Усмирите агрессию
Не осуждайте его за агрессию. Если она накапливается, малыш раздражается по мелочам, дерется, кусается и царапается. Лучший способ утихомирить злюку- позволить ему выплеснуть негативные эмоции.

5. Выслушайте и поймите
Буйным поведением и провоцированием конфликтов ребенок пытается обратить на себя внимание. Воспринимайте все это как просьбу о помощи и постарайтесь распознать причину. Возможно, день был перенасыщен собатиями. А может быть, малыш просто не выспался.

6. Не ругайте и не наказывайте
малыш совсем не виноват в том, что ему трудно сосредоточиться и овладеть собой. А попытки переучить не всегда приводят к быстрому результату. Действуйте мягко. Если вы сердитесь, объясните почему. ребенку важно знать: родители любят его любым, несмотря ни на что.

7. Соблюдайте режим.
малышу поможет четкий распорядок дня. Дайте ему возможность самостоятельно проснуться, спокойно умыться. Спланируйте все так. чтобы не поторапливать его и не нарушать привычный ход событий.

8. Ставьте четкие задачи
Психологи утверждают: чтобы добиться результатов. нужно давать четкие установки. Не повторять бесконечно " надень колготки". а вложить их малышу в руки и четко сформулировать просьбу.

9. Вводите ограничения
найдите золотую середину между требовательностью и вседозволенностью. Понятие "нельзя" позволяют крохе чувствовать себя в безопасности.. Если вы доступно объясните и обоснуете свои запреты. ребенок воспримет их без возражений.

10. Хвалите и поощряйте
Малышу бывает трудно усидеть на месте. когда мама читает сказку. он часто отвлекается. задает массу вопросов. отвечайте на них. но непременно возвращайтесь к чтению. С раннего детства приучайте его доводить дело до конца. У него это получилось? Отлично! Порадуйтесь вместе.